Описание технологии текущего ремонта электродвигателя
Целью текущего ремонта является восстановление работоспособности двигателя за счет замены или восстановления отдельных его частей. В результате поддерживается работоспособность двигателя в течение длительного времени.
ТР проводится электротехническим персоналом предприятия либо на месте их установки, либо на пункте (участке) технического обслуживания, по заранее составленному графику с остановкой рабочей машины на время ремонта.
Графики ТР составляются на год в соответствии с ППРЭсх.
Периодичность ТР электродвигателей серий 4А и АИР составляет 24 месяца, за исключением электродвигателей, установленных на молочных вакуум-насосах и пастеризаторах в особо сырых помещениях, в этом случае периодичность ТР составляет 18 месяцев.
Технология текущего ремонта электродвигателя включает:
Подготовительные работы:
— очистить электродвигатель от пыли и грязи;
— отсоединить электродвигатель от питающих проводов, разъединить с рабочей машиной и снять с фундамента.
Разборку:
— разобрать электродвигатель, очистить и промыть детали, продуть обмотку сжатым воздухом, определить неисправности.
Ремонт статора:
— устранить нарушение изоляции лобовых частей, в местах выхода проводов из паза и выводных концов;
— замена ослабленных и выпавших пазовых клиньев, а также бандажей лобовых частей;
— устранение мелких неисправностей стали статора (коррозия, вмятины);
— разогрев изоляции для пропитки;
— сушка изоляции, ее пропитка и окончательная сушка.
Ремонт ротора:
— проверка состояния и устранение неисправностей обмотки ротора (для двигателей с фазным ротором);
— замена неисправных подшипников;
— устранение мелких неисправностей активной стали ротора (вмятины, коррозия);
Сборку электродвигателя:
— проверка исправности всех узлов и деталей;
— измерение воздушного зазора между статором и ротором;
— заполнение подшипников на 2/3 их объема смазкой; сборка электродвигателя, проверка мягкости вращения ротора и плотности затяжки болтовых соединений, при необходимости его покраска.
Послеремонтные испытания:
— измерение сопротивления изоляции, пробный пуск без на- грузки на его валу и под нагрузкой на месте установки двигателя.
Для двигателей с фазным ротором и машин постоянного тока дополнительно шлифовку, а при необходимости проточку коллектора; замену и притирку щеток и проверку степени их искрения.
Технические указания:
3.3.1 К пункту 2. Электрические машины передаются для выполнения капитального ремонта при наличии следующих неисправностей: витковых замыканий в обмотках; замыканий обмоток на корпус или между фазами; обрыва обмоток; обугливания обмоток; изгиба вала и повреждения посадочных мест подшипниковых щитов; трещины в корпусе и подшипниковых щитах; сопротивление изоляции ниже нормы и не поддается восстановлению после сушки.
К пункту 4. Замене подлежат подшипники, имеющие коррозию, сколы, глубокие царапины на поверхности беговых дорожек или шариков (роликов), а также при радиальном и осевом зазоре (люфте) более 0,2 мм.
К пункту 5. Воздушный зазор между статором и ротором должен быть (не более) при мощности до 1 кВт — 0,2…0,25 мм; до 7,5 кВт-0,35…0,6 мм; до 15 кВт-0,4…0,65 мм.
3.3.4 К пункту 6. Сопротивление изоляции должно быть не ниже 4 МОм при температуре окружающей среды 20 °С и 0,5 МОм — при рабочей температуре (+75 °С).